09:57 Викторина о космосе 4 класс | |
Цели:
обучающие: формировать первоначальное представление о космосе, космических телах, планетах Солнечной системы, об освоении космического пространства человеком; развивающие: развивать речь, мышление, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы; воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в парах, эмоционально-положительный взгляд на мир. Оборудование: компьютер, проектор, экран; карта путешествия, изображения планет, космического корабля, звёздочки с обязательными чертами характера космонавта, портрет Ю.А. Гагарина, видеозаписи "Музыка Вселенной", "Первый человек в космосе", интерактивы "Планеты Солнечной системы". Ход урока I. Эмоциональный настрой, орг. момент Мы спешим скорее в школу, В наш любимый класс. Много дел больших и новых Ожидает нас. Будет день, дорогой света Полетим и мы - К тайнам, сказочным планетам, В дальние миры. II. Формулировка темы, постановка учебных задач. Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики) Почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики? С давних пор загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. (слайд 1) Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок - мы отправимся в путешествие в космос, во вселенную. Открытый урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие в космос"Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли, которая образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад, из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела Цель нашего полета - получить новые знания. Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответы? (дети задают вопросы) Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать: - Что такое космическое пространство и что в нем находится? - Кто и когда впервые полетел в космос? - Как устроен космический корабль? - Значение некоторых "космических" слов (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат). А чему мы должны научиться на нашем необычном уроке? (ответы детей) Итак, на уроке вы должны научиться рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова. III. Актуализация знаний. А теперь занимайте места в ваших космических кораблях (на доске работы детей - "Ракеты"). Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск! Наши корабли оторвались от Земли. И вот мы в космосе. Как вы думаете, что такое космос? (Ответы детей.) (слайд 2) Нашу планету окружает воздушная оболочка. Это атмосфера. А потом начинается бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся Солнце, звезды. Планеты, Луна. Это небесные тела. Использование ИКТ на уроке окружающего мира (слайд 3) Звезды - это очень большие небесные тела. Они имеют форму шара, светятся и освещают планеты. Звёзды излучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда,тем ярче она кажется. (слайд 4) Кометы - это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.Любой комете со временем суждено исчезнуть. (слайд 5) Самая большая звезда - Солнце. Это огромный газовый шар. Он светится. Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить. Солнце вращается вокруг своей оси.Солнцем освещаются планеты (они сами не светятся). (слайд 6) Как и звезды, планеты имеют форму шара. Они вращаются вокруг Солнца. Солнце и планеты - это Солнечная система. Всего планет 9. Сила притяжения Солнца невидимыми цепями удерживает Землю и другие планеты, заставляя двигаться их по кругу. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций. (слайд 7) Вокруг Земли движется ее спутник - Луна. Она в 4 раза меньше Земли.Луна - не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить. На поверхности Луны днём бывает - жара до 130 градусов, а ночью - мороз до 170 градусов.Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц. (слайд 8) Урок окружающего мира (2 класс) "Путешествие в космос"Раньше, давным-давно, люди думали, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли. С тех пор прошло очень много лет. Теперь известно, что Земля летит в космосе вокруг Солнца. Это орбита Земли. За год Земля делает оборот вокруг своей оси. Ученые-астрономы доказали это, а космонавты, побывав в космосе, смогли это увидеть и даже сфотографировать. (слайд 9) 3 ноября 1957 года на первую собаку, отправленную в космос, была Лайка. На неё надели специальный скафандр и построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась. 19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. (слайд 10)В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но, к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось. IV. Изучение нового материала. 1. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт. (слайд 11). - Ребята, чей это портрет? Как зовут этого человека? - Чем он прославился на весь мир? - Когда Ю.Гагарин совершил свой полет в космос? (12 апреля 1961 года) Полёт Юрия Гагарина в космосС детства сельский мальчик Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда маленькому Юре было всего 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось жить в землянке. В 15 лет Ю.Гагарин поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в Военное Авиационное училище. Человеком он был смелым, решительным, находчивым и веселым. И еще он был заботливым человеком. Редко злился и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Он внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года под управлением Ю.Гагарина стартовала ракета "Восток" и совершила полный оборот вокруг планеты за 108 минут. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин", "Юрий", "Россия". Простой, обаятельный русский человек проложил дорогу к звездам и положил начало космической эре. Ликовали советские люди. Этот день стал настоящим праздником. Живем мы на нашей планете В такой замечательный век, И первый из первых в ракете Российский летит человек! Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. (слайд 12)После полета Юрия Гагарина космонавтика стала стремительно развиваться. Последователями Гагарина стали: Валентина Владимировна Терешкова (первая женщина-космонавт), Алексей Архипович Леонов (первый космонавт, вышедший в открытый космос), Светлана Евгеньевна Савицкая (первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос) (фотографии космонавтов). (слайд 13) К нашему времени изменилась космическая техника, подготовка экипажей. Теперь люди могут долго находиться в космосе. Там они проводят научные исследования.В 1971 году наша страна создала первую постоянную орбитальную станцию "Салют". Орбитальная - это значит летающая вокруг Земли.Орбитальная космическая станция "Мир" создана на базе конструкции станции "Салют", выведена на орбиту 20февраля 1986 года. (слайд 14) Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.Космонавт - это исследователь. Каждый день на орбите - это экспериментальная работа в космической лаборатории.Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.Космонавт - медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.Космонавт- это строитель, монтажник. Физкультминутка "Скафандр космонавта" (слайд 15) Космонавтам нужен особый космический костюм - скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. Физкультминутка на уроке "Путешествие в космос"На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы). Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса). Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу). Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки). На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох) 2. Устройство космического корабля (слайд 16)Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли "Восток", "Восход", на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос. Космические ракеты запускают с космодрома (чтение статьи в учебнике). Запуск ракеты невозможен без ракеты-носителя (статья в учебнике). Ю. Гагарин полетел в космос на корабле "Восток" с космодрома Байконур. Он был одноместный и космонавт находился в нем всего 2 часа. После "Востока" появились "Восход" и "Союз". На Луну летал "Аполлон". На космическом корабле есть несколько отсеков. Кабина космонавтов - главный отсек. Специальные приборы в нем регулируют влажность, температуру и количество воздуха. Электроэнергию для работы приборов космическому кораблю дает Солнце. Здесь космонавты управляют кораблем, ведут бортовые журналы, могут вести переговоры с Землей. Только кабина космонавтов возвращается на Землю. В кабине расположены окна - иллюминаторы (определение в учебнике). В космосе всегда невесомость (уточнение значения по учебнику с. 135). Нельзя налить суп в тарелку, а чай в чашку. Поэтому продукты питания хранятся в специальных упаковках - тубах. Нельзя допускать, чтобы крошки, кусочки пищи, или капельки воды летали по кораблю. Поэтому еду из упаковок выдавливают прямо в рот. Космический корабль все время связан с Центром управления полетом, который берет на себя часть работы космонавтов (прочитать определение на стр. 134). Чтобы вернуться на Землю, космический корабль включает тормозной двигатель и разделяется на две части. Орбитальный и приборно-агрегатный отсеки сгорают в атмосфере. Над кабиной космонавтов за несколько километров от Земли раскрывается парашют. На землю возвращается спускаемый аппарат (уточнение значения по учебнику). V. Первичное закрепление. Пора и нам возвращаться из нашего путешествия. Удалось ли нам узнать что-то новое? Какие слова вы узнали сегодня на уроке? (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, межпланетная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат) Викторина (слайд 17) 1. Необъятный мир за пределами Земли? (Вселенная) 2. Звезда - самая близкая к Земле? (Солнце) 3. Человек, который испытывает космическую технику? (Космонавт) 4. Сколько весит скафандр? (50 кг) 5. Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему? (В этот день первый человек побывал в космосе) 6. Гигантский шар из раскалённых газов? (Солнце) 7. Небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и газа? (Кометы) 8. Первый космонавт, побывавший в космосе? (Гагарин) 9. Есть ли жизнь на других планетах? (Нет) 10. Когда образовалось Солнце? (Около 5 млрд. лет назад) 11. Назовите имена обезьян побывавших в космосе? ( Бони) 12. Орбитальная станция, использованная в течении 15 лет? (Мир) 13. В чем спят космонавты в космосе? (В спальных мешках, пристёгнутых к кровати) 14. Первые собаки, побывавшие в космосе? (Белка и Стрелка) 15. Их цвет зависит от температуры и величины? (Звёзд) 16. Спутник Земли? (Луна) 17. Под его руководством созданы ракеты, космические корабли? (Королёв) 18. Где была затоплена орбитальная станция "Мир"? (В Тихом океане) 19. Сияющие в ночном небе тела из раскалённого газа? (Звёзды) 20. Образовалась в результате так называемого Большого взрыва? (Вселенная) VI. Закрепление и проверка степени усвоения изученного материала (групповая работа). Работа в группах на уроке "Путешествие в космос". Класс делится на три группы. У каждой группы четыре карточки со словами: Первая группа: космодром, ракета-носитель, скафандр, орбита. Вторая группа: орбитальная станция, центр управления полетами, открытый космос, иллюминатор. Третья группа: космический корабль, межпланетная станция, невесомость, спускаемый аппарат. Задание: составить рассказ о космическом полете, используя эти слова. Анализ работы группыНесколько минут ребята работают в группах. Потом делегируют по одному представителю от группы. После выступления каждого (группа может помогать) ребята класса отмечают то, что было особенно интересным и удачным. VII. Итог урока. Рефлексия. Подведем итоги нашего путешествия. Какие цели мы ставили перед собой? узнать: - Что такое космическое пространство и что в нем находится? - Кто и когда впервые полетел в космос? - Как устроен космический корабль? - Значение некоторых "космических" слов (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат). Научиться: рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова. Что получилось хорошо, что удалось сделать? Что вам особенно понравилось? Что пока еще получается не очень хорошо? Чему еще предстоит учиться?
| |
|
Всего комментариев: 0 | |