17:55 Викторина по физике 11 класс с ответами | |
Цель: обобщить знания по разделу «Электромагнитное излучение».
Ход мероприятия: Вступительная часть (тема, цель). Приветствие команд(название, капитан, девиз). Конкурсная часть: Конкурс № 1: назовите понятия, для которых сформулированы определения: Вопросы для 1 команды: Зависимость скорости света в веществе от частоты волны (дисперсия света). Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями (линза). Точка на главной оптической оси, в которой собираются лучи, падающие параллельно главной оптической оси, после преломления их в линзе (главный фокус собирающей линзы). Переменное электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве (электромагнитная волна). Плоскость, проходящая через главный фокус линзы перпендикулярно главной оптической оси (фокальная плоскость линзы). Явление наложения волн, вследствие которого наблюдается устойчивое во времени усиление или ослабление результирующих колебаний в различных точках пространства (интерференция). Угол между падающим лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения (угол падения волны). Уменьшение отражения света от поверхности линзы в результате нанесения на неё специальной плёнки (просветление оптики). Вопросы для 2 команды: Спектральный прибор, используемый для разложения света в спектр и измерения длины волны (дифракционная решётка). Явление нарушения целостности фронта волны, вызванное резкими неоднородностями среды (дифракция). Угол между отражённым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности (угол отражения волны). Электромагнитная волна определённой постоянной частоты (монохроматическая волна). Расстояние от главного фокуса до центра линзы (фокусное расстояние). Волны с одинаковой частотой, поляризацией и постоянной разностью фаз (когерентные). Передача и приём информации с помощью радиоволн, распространяющихся в пространстве без проводов (радиосвязь). Изменение направления распространения волны при прохождении из одной среды в другую (преломление). Конкурс № 2: Вместо звёздочек вставь в формулы пропущенные множители: λ = * • T (v); p = * (W); * = c (n); D = 1 (F); 1 = 1 + 1 (d); * = λ1_ (А) c v * F * f |λ2 - λ1| Конкурс № 3: «Назови учёного…» Кто в 1887г. экспериментально обнаружил электромагнитные волны? (Г. Герц). Кем была впервые продемонстрирована радиотелеграфная связь на расстоянии 250 м в 1895 г.? (А. С. Поповым). Кто сформулировал принцип возникновения вторичных волн, распространяющихся во все стороны со скоростью распространения волны в среде? (Христиан Гюйгенс). Кем было впервые проведено наблюдение интерференции света? (Томас Юнг). Назовите французского математика, предсказавшего в 1818 г. существование дифракции света (Симон-Дени Пуассон). Назовите французского учёного, разработавшего теорию дифракции света, развив идеи Гюйгенса (Огюстен Френель). Конкурс № 4 - конкурс капитанов: построение изображения предмета в линзе: 1. 2. Конкурс № 5: «Восстанови опыт» Задание: Назвать явление, наблюдаемое в ходе проведения опыта и закончить его: Световой поток, излучаемый источником, попадал на экран с узкой щелью (шириной около 1 мкм). Прошедшая через эту щель световая волна падала на экран с двумя щелями…(интерференция света). Источник света освещал непрозрачный диск. В результате этого на экране наблюдалось…(дифракция света). Конкурс № 6: «Домашнее задание»: Команды-соперники задают друг другу подготовленные по теме вопросы. Конкурс № 7: «Ассоциации»: перечислите как можно больше ассоциаций, возникающих при слове «линза». (Задание для обеих команд. Выигрывает команда, последняя назвавшая ассоциацию).
| |
|
Всего комментариев: 0 | |