Главная » 2015 » Апрель » 20 » Викторина по русским народным сказкам для младших дошкольников
17:38
Викторина по русским народным сказкам для младших дошкольников

Цель: Продолжать формировать интерес к сказкам А.С Пушкина. Закреплять представление о художественных особенностях сказок. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев, понимать смысл образных выражений, пословиц, поговорок, использовать синонимы. Формировать навыки совместной деятельности.

Материал и оборудование: Панно «Лукоморье» с изображением дуба и героев сказок А.С Пушкина. Картинки с изображением героев сказок и сказочных предметов. Карточки с вопросами и заданиями, с вариантами ответов. Разрезные картинки. Сундук. Чёрный ящик. Наборное полотно. Мольберты. Листы ватмана. Карандаши и фломастеры. Эмблемы команд. Угощение. Награды.

Под музыку дети входят в зал, встают около стульев.

Ведущий. Мы рады приветствовать участников викторины: команды «Золотой петушок» и «Золотая рыбка»! Тема сегодняшней игры – сказки Александра Сергеевича Пушкина. Оценивать ваши ответы будет жюри. ( Представляет членов жюри). Помните: игроки должны действовать дружно, не выкрикивать ответы и не перебивать друг друга. Если команда не сможет ответить на вопрос, право ответа передается игрокам команды – соперницы.

Команды, поприветствуйте друг друга! Члены команд скандируют приветствия и девизы, затем садятся на стулья. Дети читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Ведущий подходит к панно.

Ведущий. Мы оказались в удивительной стране Лукоморье, где живут ваши старые знакомые – герои сказок Пушкина. Они приготовили для вас интересные задания. Готовы ли вы их выполнить? Желаю вам удачи! (Снимает картинку с изображением учёного кота).

Любимое слово учёного кота – «сказка». Подберите к нему родственные слова.

Члены команд в течение одной минуты произвольно ходят по залу, выбирая из карточек, разложенных на ковре, те, на которых написаны слова «сказочник», «сказочный», «рассказ», «сказитель», «присказка», «сказочка» и т.д., и вставляют их в кармашки наборного полотна.

Ведущий. Учёный кот приготовил для вас сказочные вопросы.

Вопросы команде «Золотая рыбка».

1.Как называется сказка, в которой чёрная зависть и злоба были наказаны, а доброта и кротость вознаграждены? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).

2. Какой предмет был дан царице в приданое? (Зеркало).

3. Почему царица хотела извести молодую царевну? (Она завидовала красоте и молодости царевны).

4. Почему чернавка не погубила девушку в лесу, а отпустила ее? (Она любила царевну и пожалела ее).

5. У кого поселилась царевна? (У семи богатырей).

6. С каким предложением обратились богатыри к девушке? (Они просили царевну стать невестой одного из них).

7. Почему девушка им отказала? (Потому что у неё был жених).

8. Как царица погубила падчерецу? (Дала ей отравленное яблоко).

9. К кому обращался царевич Елисей за помощью во время поисков невесты? (К солнцу, месяцу, ветру).

10. Кто помог Елисею? (Ветер).

11. Что сказала царевна, когда проснулась? («Как же долго я спала»).

12. От чего умерла в конце сказки злая царица? (От тоски).

Вопросы команде «Золотой петушок».

Как называется сказка о том, как завистливые девицы пытались разбить семью своей сестры. («Сказка о царе Салтане…»).
Одна из сестер стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (Поварихой).
Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали).
Как спаслись царица с сыном? (Царевич попросил волну вынести на берег бочку, а потом выдавил её дно).
Кого царевич спас от коршуна? (Лебедь).
Каким именем нарёкся царевич? (Князь Гвидон).
Сколько раз князь Гвидон плавал с корабельщиками и для чего? (Гвидон хотел повидать отца и три раза пробирался на корабль купцов).
В кого превращался Гвидон? (В комара, муху, шмеля).
Почему Гвидон, превращался в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона).
Какие чудеса появились на острове Буяне благодаря Царевне Лебеди? (Город с дворцом, чудесная белка, тридцать три богатыря.)
Какую службу несли богатыри и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором. Ими командовал дядька Черномор.)
Наказал ли царь Салтан ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Нет, он их простил и отпустил домой.)

Ведущий. Учёный кот просит отметить правильные ответы на вопросы.

Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с напечатанными вариантами ответов. Ведущий задаёт вопросы и предлагает три варианта ответов. Дети выбирают правильный, на их взгляд, ответ.

Вопросы команде «Золотая рыбка».

К кому обратился царь Додон за помощью? (К звездочёту; к волшебнику; к злой колдунье.)
Что подарил мудрец царю? (Волшебную палочку; Золотого петушка; сундук с драгоценностями. )
Что пообещал царь звездочёту? (Исполнить любую его просьбу; заплатить; угостить.)
Что попросил мудрец у Додона за золотого петушка? (Полцарства; сундук золота; Шамаханскую царицу. )
За что был наказан царь? (За невыполненное обещание; за жесткость; за доверчивость.)

Вопросы команде «Золотой петушок».

О чём просила старика рыбка? (Отпустить ее в море; отправиться в ее подводное царство; приходить чаще.)
За что бранила старика старуха? (За то, что он ничего не поймал; за то, что не взял откупа с рыбки; за то, что долго был на рыбалке.)
Что сначала получила от золотой рыбки старуха? (Корыто; избу; нарядный сарафан.)
Почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (Не расслышала просьбу из – за шторма; рассердилась на старуху и решила ее наказать; была занята другими делами.)
Какой была старуха в сказке? (Жадной; коварной; хитрой.)

Ведущий. Учёный кот благодарит вас за старания. А мы отправляемся по неведомым дорожкам Лукоморья. За кустами кто- то прячется. Это, наверное, леший. (Снимает с панно соответствующую картину.) Он очень любит слушать звуки леса и предлагает вам музыкальный вопрос. Послушайте отрывки из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», написанной по сюжету одноименной сказки Пушкина. Назовите эпизоды, которым они посвящены.

Звучат аудиозаписи музыкальных картинок «Море», «Белка», «Царевна Лебедь», «Полёт шмеля». Команды поочередно рассказывают, какие эпизоды они иллюстрируют.

Ведущий.

Есть ещё игра для вас,

Так сыграем мы сейчас:

Я начну строку читать,

Вам придётся продолжать.

По очереди члены команд завершают стихотворные строки.

Жил старик со своею…(старухой)

У самого… (синего моря).

Ветер, ветер! Ты …(могуч),

Ты гоняешь…(стаи туч).

И кричит: «Кири- ку- ку!

Царствуй …(лежа на боку)».

Ветер по морю…(гуляет)

И кораблик…(подгоняет).

Он бежит себе…(в волнах)

На раздутых…(парусах).

Сказка ложь, да в ней…(намёк).

Добрым молодцам…(урок).

Ведущий. Вы прекрасно справились с заданиями лешего. Настало время отдохнуть.

Исполнение танца «Барбарики».

Ведущий. Кого мы еще можем увидеть на дорожках Лукоморья? (Снимает с панно картинку с изображением Бабы – яги.) Нам навстречу «…ступа с Бабою - ягой идёт – бредет сама собой». Помогите старушке, объясните значение непонятных ей слов и выражений.

Капитаны получают карточки с заданиями, вместе с членами команд обсуждают их и выполняют.

Задания команде «Золотой петушок».

Объясните пословицу «Долг платежом красен». К какой сказке она подходит?

Объясните выражение «остаться у разбитого корыта». Героиня какой сказки осталась у разбитого корыта и почему?

Задания команде «Золотая рыбка».

Объясните пословицу «Как аукнется, так и откликнется». К какой сказке она подходит?

Что означает выражение «расти не по годам, а по часам»? Про героя какой сказки можно так сказать?

Ведущий. Баба- яга предлагает вам заменить старинные слова на современные

Члены команд поочередно называют слова.

Лихо…(плохо). Дивясь …(удивляясь). Персты…(пальцы). Кликать …(звать). Браниться …(ругаться). Ступай…(иди). Надобно…(надо). Град…(город). Издалече…(издалека). Величать…(называть).

Ведущий. Баба- яга заколдовала некоторых героев сказок. Расколдуйте их: соберите из частей целые картинки.

В течение минуты дети собирают разрезанные картинки, разложенные на столах.

Ведущий. А кто спрятался в ветвях дуба? Да это русалка! (снимает с кроны дуба соответствующую картинку.) какие задания она для вас приготовила? Русалка предлагает угадать героев сказок по описанию.

Читает отрывки из сказок. Команды поочередно называют персонажей.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

(Богатыри из «Сказки о царе Салтане…»)

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею.

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха из «сказки о золотой рыбке».)

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

(Царевна Лебедь из « Сказки о царе Салтане…»)

Ведущий. А сейчас, дорогие участники, вам предстоит рассказать, какой была царица из « сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Команды подходят к мольбертам, на которых закреплены на листах бумаги. Дети в течение минуты называют прилагательные, а взрослые их записывают. Затем листы с характеристиками передаются в жюри.

Ведущий. Русалки любят менять обличье. А вы смогли бы превратиться в героев сказок Пушкина?

Один участник из каждой команды имитирует интонацию и движения сказочного героя и говорит от его имени.

Ах ты мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло!

Ну, скажи, как можно ей

Быть во всём меня милей?

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Ведущий. Последнее задание приготовил для вас Кощей Бессмертный. (Снимает с панно соответствующую картинку.) В своём сундуке он собрал так много сказочных предметов, что теперь сам не помнит, что из какой сказки.

Участники команд поочередно достают из сундука картинки с изображением сказочных предметов, загадывают о них загадки и предлагают команде – сопернице назвать предмет.

Свойство чудное имело,

Говорить оно умело (зеркало)

…Соку сладкого полно,

Так румяно и душисто (яблоко)

В них скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд (орехи)

… Засмолили, покатили

И пустили в океан (бочка)

Ведущий. Наше пребывание в Лукоморье подошло к концу. Вы дружно справились с заданиями, показали прекрасное знание сказок Пушкина. С героями этих сказок вы встретитесь еще не раз. А сейчас настало время узнать, кто победил в игре – викторине. Уверена, что вы не забыли наше главное правило: « выиграл – не зазнавайся, проиграл – не унывай».

Жюри оглашает итоги викторины, награждает победителей и участников медалями и грамотами.

Категория: Сказочная | Просмотров: 778 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar