17:43 Викторина по русскому языку 5 класс с ответами | |
Ведущий:
Мы точно не знаем, когда и как люди научились разговаривать. В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной» В мире существовал хаос. После победы над ним были названы словом небо, земля и всё, что на них находится» В древности понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут спасти, могут исцелить, но могут и погубить. Слово может всё. Ведущий: Писатель Лев Владимирович Успенский говорил: «Если есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».Русскому слову и посвящается наша викторина, в которой участвуют 2 команды и 2 соперника. Объявляем 1 тур. Он называется «Красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд: Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи. Продолжите пословицы. Не гордись званьем –( гордись знаньем) Какова пряха,( такова рубаха) Сколько голов, (столько умов) Повинную голову и ( меч не сечёт) Худой мир лучше (доброй ссоры) Сядем рядком, (поговорим ладком) На чужой роток( не накинешь платок) Снявши голову, (по волосам не плачут) Капитаны получают задание: подобрать к иноязычным пословицам синонимичные русские. -делать из иглы вилы (делать из мухи слона) -попасть с дождя в водосточную трубу (попасть к корабля на бал) -жить как петух на откорме ( жить как у царя за пазухой) -попасть пулей в плетень ( указать перстом в небо) -колесовать бабочку ( стрелять из пушки по воробьям) -и в хорошем огороде есть гнилые овощи ( в семье не без урода) -когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу( когда рак на горе свистнет) -как заяц в ананасе ( как блин в масле) -как псу муха (как собаке пятая нога) -промокший пудель ( мокрая курица) Далее команды с капитанами восстанавливают цитаты (по слайду) Размышления у парадного подъезда. Птенец гнезда Петрова. Счастливые часов не наблюдают. Устами ребёнка глаголит истина. Любви все возрасты покорны. Откуда дровишки? Дела давно минувших дней. Покой нам только снится. Ведущий: Объявляем 2 тур нашей викторины, который имеет такое название «Живой и настоящий» Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский язык- настоящий, сильный, где нужно- строгий, серьёзный, где нужно бойкий, живой» Бойкость ума вам предстоит продемонстрировать в этом туре. Команда отвечает живо и бойко на вопросы. 1.Как написать слово глаз 3 буквами? (око) 2.Как написать сухая трава 4 буквами? (сено) 3.Какое местоимение может быть суффиксом? (то) 4.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (точь-в-точь) 5.В чём необычность фразы Около Миши молоко? (перевёртыш) 6.В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет) 7.Скакого звука начинается слово Ереван? (Й) 8. Назовите слово, начинающееся с 4 согласных (взгляд) 9.Назовите союз-принадлежность книжного стиля из 3 букв (ибо) 10. Назовите просторечный союз, замену если (коли) (Задание для капитанов) «Живой и настоящий» Вопросы 2 тура для капитанов. Загадки. 1.Стоит дуб, на нём 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 цыплят. Что это? (месяцы, недели, дни) 2. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой , песенки поёт.(двери) 3. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя (рука и пальцы) 4. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шапкой стоят (стол) Ведущий: Мы подошли к 3 туру нашего состязания, который называется «Краток и точен», потому что для всего в русском языке есть своё название, порой данное с такой меткостью, что только диву даёшься. Н.В.Гоголь как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает. 1. Словарный состав языка (лексика) 2.Слова, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника (цитата) 3. Изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях(гротеск) 4.Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали историзм) 5.То же, что и преисподняя (ад) 6. То же, что и жестокий мучитель (деспот) 7.То, на что надеются русские люди (авось) 8.Наука,изучающая языки и народное творчество.(филология) Вопросы 3 тура для капитанов . Найти лишнее слово 1 актриса,зайчиха,корова,лисица (актёр,заяц,лис) 2 мука,перец,сахар, тюль,снег(ж.р) 3 блеять,мычать,мурлыкать,ржать(2 спряжение) 4 рагу,бра,купе,леди, такси (ж.р) 5 сани,кольраби,сливки,тиски (ед.ч) 6 запевала,плакса,актриса,сирота (ж.р) Ведущий: Объявляем следующий 4 тур, названный нами «Богатый и могучий» Русский язык один из богатейших языков мира. Известный писатель Константин Дмитриевич Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый ,меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Необходимо учиться владеть словом. Для этого мы обращаемся к произведениям разных писателей. Вам предстоит назвать автора или источник известных афоризмов: 1. «Он уважать себя заставил» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин») 2. «Гений и злодейство- вещи несовместимые»(А.С.Пушкин «Моцарт и Сольери») 3. «Краткость-сестра таланта»(А.П.Чехов) 4. «И пошли они, солнцем палимы» (Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда») 5. «Сквозь видимый миру смех и незримые миру слёзы» (Н.В.Гоголь) 6. «Не хочу учиться, а хочу жениться»(Д.И.Фонвизин «Недоросль») 7. «Умом Россию не понять» (Ф.И.Тютчев) 8. «Много шума из ничего» (У.Шекспир) 9. «Много званных- мало избранных» ( Библия) 10 « И дым отечества нам сладок и приятен» (А.С.Грибоедов «Горе от ума») 11. « Сражаться с ветряными мельницами» (Сервантес «Дон Кихот») 12. «Зри в корень»(Козьма Прутков) Вопросы 4 тура для капитанов 1 Дом сгорел дотла. Что такое тло? (дно) 2.Какой овощ испанцы назвали тартуфоли,т.е «поземные грибы», какое название этот овощ получил в России? (картофель) 3.Какой падеж в древнерусском языке назывался сказательным? Как его переименовал М.В.Ломоносов? (предложный) 4.Какое из имён- русское: Иван, Богдан, Фёдор?( Богдан) 5 Каким словом заменил М.В.Ломоносов ранее существовавшие термины одного и того же понятия: планты, былие, вегетабили.(растения) 6. Какие растения так назывались в древнерусских говорах: пустодуй, дурняшка, тропинник. (одуванчик, поганка, подорожник) 7 От каких слов образованы следующие слова: чаща, роща, пуща,хвощ?(часто, расти, пусто, хвост) 8. Какой город на Волге родился, три раза крестился? Перечислите все 3 названия города? (Царицын, Сталинград, Волгоград) Ведущий: Мы пошли к завершающему 5 этапу нашего состязания: «Родной язык», именно поэтому мы должны любить его и беречь. Любовь к слову раскрывает многие загадки языка. Попробуем решить две из них. 1.В чём разница между предложениями, одинаков ли смысл? Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке. Дед, в лохматой шапке,в подшитых валенках, сидит на завалинке. ( Запятые во втором предложении поставлены для того , чтобы подчеркнуть , что данные сведения являются дополнительными, лицо, о котором говорится, известно нам. В первом предложении мы сообщаем о лице, неизвестном нам. Это единственные о нём сведения) Что было написано на плакате? ….о…о …о….а…о…а! (Добро пожаловать!) Вопросы для капитанов. 1.Какое местоимение не имеет именительного падежа: а)тебя б)него в)мне г)себя 2. В каком слове нет звука с (мягкого): а)гвоздь б)тесьма в)удивиться г)улыбайся 3.В каком слове 4 звука: а)шьёт б)лён в)поют г)ядро 4.Какое существительное не имеет форму мн. Числа: а)фестиваль б)листва в)конкурс г)врач 5.Какое прилагательное не имеет степеней сравнения: а)хромой б)белый в)грустный г)опрятный 6.Какой глагол имеет только форму несовершенного вида: а)закрыть б)поспеть в)вить г)бедствовать Ведущий: Пора подвести итоги. И помните, даже если вы не стали сегодня победителями, вы прикоснулись к сокровищам нашего языка. Это великое достояние, которое дано нам во владение. (стихотворение А.Ахматовой)
| |
|
Всего комментариев: 0 | |