14:57 Викторина про лето в начальной школе | |
Цель -
обеспечение безопасности и здорового образа жизни детей; воспитание экологической культуры , бережного отношения к окружающей природе , желания заботиться о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по объектам природы; расширение кругозора детей. Задачи: Формировать у детей навык безопасности в различных жизненных ситуациях. Обучить детей знаниям общепринятых человеком норм поведения. Научить адекватно действовать в той или иной ситуации. Помочь детям овладевать навыками поведения в окружающей среде. Развивать у детей самостоятельность и ответственность. Здравствуй лето! Вступительное слово. Нашу Землю называют зеленой планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. И сегодня мы поговорим о бережном отношении к окружающей природе и безопасности человека в ней. С каждым годом все опасней для здоровья человека становится сама окружающая среда. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведем экологическую разминку: Кто слышит ногами? (Кузнечик) Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит) Чем зудит комар? (Крыльями) почему в лесу нельзя разжигать костер? ( Это может вызвать лесной пожар и погибнут деревья, птицы, звери, выгорит трава, место под костром не зарастет 5-7 лет) Погибают ли растения под снегом? Как это можно доказать? ( Нет, можно раскопать снег и увидеть зеленую траву) Как вы понимаете пословицу « Охранять природу – значит охранять Землю». Вед. Время каникул, отпусков, отдыха. Лето дарит нам незабываемые встречи с природой – это лес, луг, речка, море. Сколько утреннего света За распахнутым окном! По земле шагает лето, Ходит лето босиком! Вед. И чтобы нам отдых оказался не печальным, нам надо помнить и знать как себя вести в окружающем мире. Об этом мы и будем говорить. Богатырь стоит богат Угощает всех ребят Вику – земляникой Таню – ежевикой Машеньку – орешком Маринку – малинкой Севу – хворостинкой. Вед. Догадались о чем пойдет наш ( фото) разговор? (ответы). Правильно, о лесе. Вы любите гулять в лесу? ( ответы).Чем запомнились прогулки в лес? (ответы). Вед. Давайте поиграем в игру: «Нравится – не нравится» Дети делятся на две группы и называют , что им в лесу нравится, а что нет, аргументируя свои высказывания. Вед. Ребята, а какую роль играет лес в жизни человека? ( полные ответы детей) ( Лес – родной дом растениям и животным . Кормит животных и людей. Лес – украшение планеты, он дает кислород , чистый воздух, легкое дыхание. Лес сохраняет и оберегает от высыхания реки). Вед. Ребята, с какой целью вы ходите в лес? ( ответы- отдохнуть, полюбоваться цветами, деревьями, подыхать чистым воздухом, послушать голос леса, шелест листвы, пение птиц, стрекотание насекомых. И как прекрасно слушать лесную тишину! А еще доставляет удовольствие собирать грибы и ягоды. Только я в кусты вошла – Подосиновик нашла Две лисички, боровик И огромный моховик Еж колючий предо мной Пробегал к себе домой. Три синички в тишине Пели песни мне. Вед. Вот таким замечательным стихотворением мы запомним наши прогулки по лесу. Ребята, отгадайте о чем дальше пойдет речь? Спрятался за пень Шапка набекрень Кто подходит близко Кланяется низко. (гриб). Вед. Какие вы знаете грибы? ( ответы – волнушки, опята, лисички, подберезовики, белые, грузди…) Это съедобные грибы. (фото) А несъедобные грибы вы знаете? (ответы – поганки, ложные опята, мухомор, бледная поганка…) (фото). Самое главное – запомнить правила безопасности сбора грибов: Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу. Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные. Не разрывай палкой мох и листву около гриба - можно повредить грибницу ( и здесь не будет больше грибов). Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли. Не бери старые грибы, оставь их насекомым. Вед. Ребята, а чем еще богат лес? (ответы –цветами). Богат лес цветами. Какие вы знаете лесные цветы? (ответы – ромашки, колокольчики, иван-да-марья, герань лесная, ландыши и т.д.). Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Ребята, давайте научимся любоваться цветами в природе и не губить лесную красоту. (фото) Если я сорву цветок Если ты сорвешь цветок Если все : и я и ты Если мы сорвем цветы Опустеют все поляны И не будет красоты. Вед. А еще лес богат ягодами. (ответы). Это – земляника, черника, брусника, малина, ежевика, клубника лесная ( съедобные ). Но мы можем встретить в лесу и другие ягоды, которые не надо рвать, их оставляют для животных и насекомых. (фото) Вед. Во время лесной прогулки надо быть внимательным, уметь видеть необычное в природе, так как она помогает нам своими приметами обезопасить себя в сложной ситуации. Вот на полянке между кустиками увидели тонкие шелковые кружева. Кто же это сплел? (ответы ). Это паучки крестовые или домашние. Их не надо бояться. (фото). Давайте понаблюдаем за ними. Если сейчас жаркий полдень, а паук появился, значит он запасается кормом и смело можно предсказывать грозу. Тогда нам надо торопиться, чтобы гроза не застала нас в пути. А если паук встретился нам вечером, дождя не будет и можно не спешить. Если увидели как паук плетет сети – будет сухая погода. Встречаются и другие насекомые – осы, пчелы, комары, мошкара, муравьи (фото). Запомните, если встретились эти насекомые, то нельзя их брать в руки, махать руками, можно только наблюдать за их поведением. Также нужно использовать специальные средства защиты от них. Насекомые являются предсказателями явлений природы : перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него. Комара нет – овса и трав не будет. Когда появляются комары – пора сеять рожь. Вед. Ребята, в лесу растут разные деревья. Какие? (ответы). А вы обращали внимание на внешний вид деревьев? Как они выглядят? (ответы). Как и люди, деревья бывают разного возраста. Как правило на старых деревьях на коре поселяются другие растения – мхи, лишайники, по которым человек определят возраст дерева. А еще лишайники помогают определить чистоту воздуха. Если больше различных лишайников на деревьях, тем чище воздух в данной местности. Говорят, лишайники – индикаторы окружающей среды. Считают, что мхи и лишайники обычно растут на северной стороне дерева. Это наблюдается не всегда, тем более в городе. Если вдруг вы сбились с пути в лесу и компаса нет, а день солнечный нужно выйти на полянку, встать правым боком к солнцу , то справа - восток; слева - запад; впереди - север; сзади - юг. Следуя данным правилам вы не потеряетесь в лесу. Вед. Давайте поиграем в игру: «Узнай дерево по месту». Вед. Летом в лесу часто происходят пожары. Гибнут растения, животные, птицы. Часто пожары возникают по вине людей. Люди разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат не полностью. Искры от непотушенного костра раздуваются ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают большие пожары. (фото и плакат). Вед. Привела нас лесная тропинка к лугу. Ярко светит солнышко. На лугу много солнышек – это одуванчики. Так и хочется сплести венок. (фото). Ребята, а можно ли рвать одуванчики? (ответы). Вед. Подул легкий ветерок и небо быстро заволокло свинцовыми тучами. Ветерок теперь не легкий, а порывистый. Сверкает молния и раздается гром. Крупные капли дождя – 1,2,3 и пошел ливень. Стог сена на лугу – вот спасение ребята. (фото). Мы можем там спрятаться и от грозы, и от дождя? (ответы). От дождя без грозы можем, а когда гроза, то нет. И под отдельно стоящие деревья тоже нельзя прятаться. В правилах безопасности нужно лечь на землю, металлические предметы в руках не держать. И так переждать грозу. А где будем прятаться, если гроза застала в лесу? (ответы). Укрываться нужно под кустарниками, невысокими деревьями. Помните, что молния реже всего поражает березу, а больше страдает дуб и другие лиственные деревья. (фото). Вед. В безветренный солнечный день, вода в реке сверкает, искрится. Если подует небольшой ветерок, то с реки веет прохладой. Так хочется плескаться , купаться , нырять, кувыркаться, плавать. (фото). Ребята, какие правила вы должны знать, чтобы купальный сезон не был испорчен? (ответы). Запомните эти правила поведения на воде. Обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания с хорошим спуском. Прежде чем войти в воду, внимательно обследуйте не торчат из воды коряги, бутылки, нет ли дне топляков. В воду нужно входить осторожно. Никогда не прыгать в воду в незнакомых местах. Нельзя купаться детям без присмотра взрослых. И знать должны не только вы ребята, но и взрослые. Если все ребята будут выполнять эти простые, но жизненно важные правила, то тогда таким будет лето: Это много света! Это поле, это лес, Это в небе облака, Это быстрая река, Это яркие цветы Это в мире сто дорог, Для ребячьих ног. (фото). Вед. Ребята, я, ты, он, она, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом, и ее нужно охранять. Все знают , что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам. Помните, что и в окружающей природе ты тоже в гостях, у тех, кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек, у прыгучих кузнечиков. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. И она тебе ответит добром.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |